Приведенная выше
тезисная характеристика не может дать ответы на все вопросы для
тех, кто стоит на распутье: какую медицинскую информационную
систему выбрать? Попробуем Вам в этом помочь. Разумеется, и
нет никакого смысла это скрывать, TherDep далеко не единственная
в своем роде. На просторах СНГ и в Украине есть ряд программ,
позволяющих автоматизировать медицинские учреждения. Подавляющее
большинство из них (мы других не нашли) созданы программистами в
рамках коммерческих проектов (заказов) на уровне руководителей,
что объясняет основную их направленность на учет, прежде всего
бухгалтерский. И с этой задачей они справляются. Для не
искушенных заметим, что бухгалтерские задачи являются неким
базовым стандартом для любого программиста, как, например,
аппендэктомия для хирургов. Аналогия представляется весьма
удачной: как аппендэктомия может оказаться в некотором
конкретном случае нестандартной и сложной операцией, так и
создание бухгалтерской программы в некоторых условиях может
стать не тривиальной задачей, но от этого не меняется основное
положение: хирурги обычно учатся на аппендэктомиях, а
программисты на автоматизации бухгалтерского учета. Именно
поэтому начинать с этой стороны программистам всегда проще и
привычнее. Развитие изначально чисто бухгалтерского направления
(во всех сферах деятельности) привело сегодня к созданию больших
программных комплексов, позволяющих автоматизировать целые
предприятия. Фактически, речь идет о развитии бухгалтерских
систем, которые позволяют привязывать финансовую информацию к
самого разного рода клиентам (в т.ч. пациентам), сотрудникам (в
т.ч. врачам), подразделениям предприятий (в т.ч. отделениям
больниц), актам выполненных работ (в т.ч. консультациям,
инъекциям, операциям) и т.д. А что же еще нужно руководителям?
Медицинским учреждениям, особенно коммерческим, действительно
необходим эффективный бухгалтерский учет, на основе которого
приходится принимать организационные решения. И главный врач
любого из них может использовать один из готовых универсальных
программных продуктов и получать от этого полагающиеся
преимущества: оперативность и отчетность, в том числе
бухгалтерскую. У вдумчивого читателя может возникнуть вопрос: а
зачем же тогда вообще существуют медицинские информационные
системы, если все вопросы учета и отчетности уже имеют свои
принципиальные решения в рамках систем автоматизации
предприятий? Тот же вдумчивый читатель заметит, что, тогда как
найти предприятие без автоматизированного учета крайне
затруднительно, большинство учреждений здравоохранения, во
всяком случае в Украине, продолжают вести документацию в
рукопашном режиме. И это при том, что компьютеры уже прочно
вошли в нашу повседневную жизнь и по цене не являются предметом
роскоши. Оказывается, что в медицинском учете есть некоторые
особенности, выходящие за рамки стандартных решений, хорошо
подходящих в других сферах работы с клиентами. А именно:
- Большая вариабельность медицинских данных, начиная с диагноза.
Врачам регулярно приходится иметь дело с неполными данными и
неоднозначными ситуациями, которые следует хранить и
обрабатывать с учетом всех их особенностей. Существующие системы
автоматизации предприятий требуют высокой дискретности в
определении тех или иных информационных состояний, тем более,
если по ним составляются отчеты. Кроме того, в каждой клинике
существуют свои особенности, определяемые медицинским профилем и
направлением научной деятельности (если таковая ведется). Это
означает, что предварительное и вообще разовое определение
справочных таблиц, например, диагнозов, не может быть приемлемо.
Так широко внедряемая МКБ не может и не должна охватывать все
аспекты диагноза у конкретного пациента, так как служит и
разработана исключительно для последующей статистической
обработки и сравнения многих тысяч случаев на уровне стран, а не
формирования медицинских заключений.
- Большое количество текстовой информации, которая, в
то же время, требует эффективного анализа данных. Практически
все инструментальные обследования и консультации специалистов
сопровождаются формированием текста, в котором содержатся
ключевые данные. Частично они могут быть отражены в заключении,
но и его, в подавляющем большинстве, нельзя уложить в некий
предопределенный список, т.е. так же требуется текстовое
представление. А, как известно, анализ текстовых данных в общем
случае является крайне малоэффективным и ограничивается поиском
некоторой подстроки, при чем различие в один символ (и даже
пробел) оказывается фатальным для его успеха. Эти два
основных обстоятельства имеют широкий ряд производных и, в
целом, создают очень неблагоприятную среду для сотрудничества
разработчиков программного обеспечения и врачей. Если учесть
также большой объем профессиональной врачебной лексики, то
становится понятным, почему история знает много примеров
неудовлетворенности медиков программистами и наоборот. Еще раз
заметим, что речь идет именно о медиках, а не о бухгалтериях
медицинских учреждений и руководителях, запросы которых
удовлетворяются по совсем другим критериям.
Система
TherDep имеет свой достаточно уникальный путь развития. Она была
задумана, реализована и развивается прежде всего как система для
врача и научного сотрудника. В ней уделено большое внимание
механизму хранения диагноза и ряда других медицинских параметров
как с точки зрения удобства работы с ними, так и последующего
анализа данных, предусмотрены мощные средства формализации
текстовых граф, в частности специальный конструктор, позволяющий
свести формирование протоколов и заключений до минимума нажатий
клавиш при почти неограниченной возможности адаптации «под себя»
и отражении индивидуальных особенностей. При этом,
интегрированная система автоматической расстановки номинаций
позволяет проводить полноценный анализ этих текстовых данных.
Опуская прочие преимущества, о которых сказано выше, перейдем к
самой сложной для TherDep теме – бухгалтерской. Что касается
финансового учета, то начиная с пятой версии TherDep имеет
встроенные механизмы для хранения цен консультаций, операций,
анализов, обследований и т.д., при чем с корректной обработкой
неоднократного изменения цены и формированием сводных
документов. Начиная с версии 5.5 в TherDep имеется также
возможность хранения и обработки всех назначений, в частности,
медикаментозных, что фактически позволяет вести их полный учет.
Но даже все это не позволяет вести законченную бухгалтерию,
которая подразумевает баланс прихода и расхода, фиксацию
предварительной оплаты и долга, списывание средств по счетам,
учет зарплаты и т.д. Фактически при помощи TherDep Вы сможете
получить всю информацию, в т.ч. финансовую, о назначенных и
выполненных услугах, а вот собственно бухгалтерия потребует
стороннего решения. И Вам его не нужно долго искать!
С ноября 2006 г.
TherDep
поставляется вместе с полноценной системой управления
предприятием «Дебит плюс», которая включает все
бухгалтерские функции, однако пока она не имеет встроенных
средств интеграции с TherDep, что
может быть обеспечено по желанию заказчика.
Таким образом, суммируя сказанное,
если Вам необходима МЕДИЦИНСКАЯ(!) информационная система для
удобства работы врачей и проведения смыслового анализа данных,
то TherDep сможет обеспечить Вас этим и есть все основания
полагать, что не решенных проблем не останется. Если Вас
интересует исключительно бухгалтерская сторона
лечебно-диагностического процесса и у Вас есть для этого
достаточно: операторов
(TherDep продумана как система вообще не требующая
дополнительных сотрудников – каждый занимается своим делом,
только эффективнее); средств
(TherDep пока остается на несколько порядков дешевле
систем автоматизации предприятий и других МИС);
и времени (TherDep подробно документирована и
универсальна, т.е. не требует этапа программирования под
заказчика и хорошо осваивается врачами «на ходу»), то Вам
следует выбрать другую систему. |